Бабочки в саду

Герои мифов в названиях бабочек

Аврора белая (Athocharts belia)
семейство белянки

Греческую богиню утренней зари звали Эос (римляне называли её Аврора). Эос была сестрой бога Солнца Гелиоса и богини Луны Селены. Каждое утро Эос
поднималась со своего ложа и восходила на небо в запряжённой сияющими конями колеснице, чтобы возвестить о скором восходе своего брата Гелиоса. Детьми Эос были боги ветров - Зефир, Нот, Эвр и Борей. Был у вечно юной богини и смертный сын - Мемнон. Ему суждено было погибнуть в Троянской войне, принёсшей смерть многим славным героям и грекам, и троянцам.
 

Актеон (Thymelicus acteon)
семейство толстоголовки

Богиня охоты Артемида была сестрой Аполлона и дочерью Зевса. Ещё в младенчестве Артемида попросила у Зевса позволения никогда не выходить замуж и посвятить себя охоте. Зевс не мог отказать любимой дочери. Гнев Артемиды мог быть смертельно опасным для людей. Однажды юноша Актеон со своими спутниками отправился на охоту. Устав, охотник решил отдохнуть в пещере. Однако в это время в озере собиралась купаться богиня Артемида. Актеон увидел богиню обнажённой.Она не могла простить, что простой смертный увидел её без одежд. Богиня обрызгала Актеона водой, и он вмиг превратился в оленя. На бедного охотника напали его же собаки и разорвали его в клочья.
 

Аргус (Plebejus argus)
семейство голубянки

У Геры был верный слуга - стоокий великан Аргус. Именно ему царица богов и людей поручила стеречь белоснежную корову. В корову ревнивая Гера превратила возлюбленную Зевса — красавицу Ио. Аргус никогда не спал и не сводил глаз с Ио. Но Зевс приказал богу Гермесу выкрасть Ио. Красноречивый бог начал рассказывать великану сказки. Под сладостные речи Гермеса все сто очей Аргуса постепенно сомкнулись. И тогда Гермес отсёк стражу голову — Ио получила свободу. А Гера, собрав очи Аргуса, поместила их на хвост павлина.
 

Аполлон (Parnassius apollo)
семейство парусники

Великий бог Аполлон был сыном громовержца Зевса и богини Латоны. Аполлон появился на свет вместе со своей сестрой-близнецом Артемидой. И брат, и сестра стали искусными лучниками. Аполлон был самым прекрасным из всех богов, недаром и в наши дни про какого-нибудь красавца говорят: «Ну просто Аполлон!» Гера, которая до рождения Аполлона и Артемиды преследовала их мать Латону, впоследствии примирилась с пасынком и падчерицей, и Аполлон стал жить вместе со всеми богами на горе Олимп. Аполлон был богом света и искусства, его стрелы могли насылать смертельные болезни, но Аполлон был и целителем - мог излечить от любых недугов. Ещё Аполлон владел искусством прорицания - он мог открывать богам и людям, что ждёт их в будущем. Иногда Аполлона называли Мусагетом - предводителем Муз, богинь искусства. Музы водили хороводы, пели прекрасные гимны, а Аполлон играл на лире.

Арион (Maculinea arion)
семейство голубянки

Однажды греческий певец Арион плыл на корабле по Эгейскому морю. Увидев, насколько богат юноша, корабельщики решили его ограбить. Арион спросил позволения спеть последний раз перед смертью. Встав на нос корабля в своём парадном одеянии и увенчав голову венком, он взял в руки лиру, ударил по струнам и запел. Песня его была так прекрасна, что разбойники не заметили, как, закончив петь, Арион бросился в море, не дожидаясь удара убийц. К счастью, певец не погиб: очарованный пением Ариона дельфин на своей спине вынес его на берег. Певец добрался до ближайшего порта, а вскоре туда прибыл корабль с разбойниками-корабельщиками. Они принялись рассказывать, что во время плавания умер от неизвестной болезни великий певец, завещавший им все свои сокровища. И вдруг из толпы выступил тот, чью смерть они лицемерно оплакивали... Разбойники понесли суровое наказание.
 

Галатея (Melanagria galathea)
семейство бархатницы

В далёкие времена на острове Кипр жил царь Пигмалион. Был он очень одиноким. Чтобы занять себя чем-то, он решил из мрамора сделать статую прекрасной девушки (царь был искусным скульптором). Пигмалион назвал её Галатеей. Красивее этой статуи не было во всём мире. Пигмалион незаметно для себя влюбился в своё творение. Он наряжал статую, украшал её драгоценностями. Но статуя оставалась просто холодным камнем. В отчаянии Пигмалион обратился к богине любви Афродите, моля её помочь ему встретить девушку столь же прекрасную, как эта статуя. Афродита пожалела царя и оживила Галатею. Та стала женой Пигмалиона, у них родилась дочь по имени Пафос (её именем назвали город на Кипре, где стоял храм Афродиты).
 

Дафна (Brenthis daphne)
семейство нимфалиды

Жила-была девушка по имени Дафна (по-гречески «дафна» значит «лавр»). Она любила одиночество и часто уходила из дома гулять по рощам и лугам. Однажды Дафну повстречал бог Аполлон - покровитель искусств, он полюбил девушку. Она же, увидев его, бежала прочь, прыгая через камни и ручьи, продираясь сквозь колючий кустарник. Аполлон кинулся за ней. Вот он почти совсем догнал девушку, ещё немного осталось ему - только руку протянуть. И Дафна в отчаянии обратилась к своему отцу - речному богу Пенею: «Отец, помоги! Лик мой, молю, измени, уничтожь мой погибельный образ!» Произнесла она эти слова и почувствовала, как оцепенели её руки, как тело покрылось корой, а волосы превратились в зелёную листву. Аполлон держал в руках уже не девушку, а дерево лавр. Решил тогда бог, что всегда будет носить на себе лавровый венок в память о прекрасной Дафне.
 

Дриада (Minois dryas)
семейство бархатницы

Дриадами в древнегреческой мифологии называли нимф - покровительниц деревьев. Девушка-нимфа не просто жила в дереве, но была его душой и даже носила его имя. Считалось, что человек, срубивший дерево, убивал и нимфу. За это его ждало суровое наказание. Однажды сын фракийского царя Трион срубил священный дуб в роще богини плодородия Деметры. Вдруг из-под коры дерева потекла кровь, а листья на ветвях стали засыхать. Испугался Трион, никак не ожидал он, что может навредить кому-то. Умирая, дриада, жившая в дубе, наслала на юношу проклятие. Теперь он должен был всю жизнь испытывать неутолимый голод.

Икар (Polyommatus icarus)
семейство голубянки

Греческий мастер Дедал построил на острове Крит дворец-лабиринт для ужасного полубыка Минотавра -сына царя Миноса, он соорудил площадку для танцев царевны Ариадны и создал множество других удивительных, диковинных вещей. Когда Дедал вместе с сыном Икаром захотел покинуть остров, Минос отказался их отпустить. Тогда Дедал и Икар решили бежать. «Пусть Минос владеет всем, но ему неподвластно небо!» - подумал Дедал и замыслил побег по воздуху. Для этого Дедал смастерил крылья, с помощью которых они должны были перелететь через море. Дедал
предупреждал сына, чтобы он не подлетал близко к солнцу, ведь крылья были сделаны из воска и перьев, от жара воск мог растаять. Однако Икар забылся и подлетел к солнцу так близко, что воск мгновенно растаял. Икар упал в море и утонул. Дедал же сумел долететь до острова Сицилии.
 

Махаон (Papilio machaon)
семейство парусники

Асклепий известен как величайший древнегреческий врач. Врачевателями стали и его сыновья Махаон и Подалирий (да и вообще все древние врачи провозглашали себя прапраправнуками Асклепия). Дар врачевания Асклепий получил от отца, бога Аполлона. Воспитателем
мальчика был мудрый кентавр Хирон, он научил его находить полезные травы и использовать их целебную силу. Асклепий излечил многих героев, он даже научился воскрешать умерших. Однажды он воскресил маленького Главка, сына царя Крита Миноса, потом и героев Ликурга и Тиндарея. И многих он уже вернул к жизни, когда Аид, бог царства мёртвых, обратился к Зевсу. Ведь сын Аполлона нарушал мировой порядок! Разгневался Зевс, схватил молнию и метнул во врачевателя. Перун испепелил Асклепия, и его душа отлетела к Аиду. Потом Зевс простил сына Аполлона и сделал его богом врачевания.
 

Орион (Scoliantides oroin)
семейство голубянки

Могучий охотник Орион был дерзким и необузданным юношей. На охоте ему не было равных, но неуживчивый и гордый нрав принёс ему много врагов. Один из них даже ослепил Ориона, но охотник заставил бога солнца Гелиоса вернуть ему зрение. Орион часто охотился вместе с богиней Артемидой и однажды стал похваляться ей, что может уничтожить всех зверей и всех чудовищ на земле. Брат Артемиды Аполлон поспешил к богине земли Гее, и та, узнав, какая опасность угрожает её детям (ведь чудовища были порождениями Геи), послала против Ориона огромного скорпиона. Герой обрушил на него град стрел, но не смог поразить скорпиона. Скорпион ужалил охотника в пятку — так завершилась жизнь неистового Ориона. Артемида вознесла Ориона на небо, и он засиял среди созвездий. Но на небе рядом с созвездием Ориона оказался и Скорпион - и продолжает, как и на земле, преследовать охотника.
 

Сатир (Hipparchia statinus)
семейство бархатницы

У древнегреческого бога виноделия Диониса были весёлые и проказливые спутники. Самыми буйными считались среди них сатиры. Эти лесные боги внешне напоминали козлов - у них были козлиные ноги и хвосты, а на человеческой голове росли небольшие рожки. Весело бродили они
по полям и лесам, пили вино, играли на музыкальных инструментах, водили хороводы с нимфами - богинями лесов, рощ, полей. Ленивые сатиры не помогали пастухам присматривать за скотом, зато
они могли даровать стаду большой приплод.

Семела (Hipparchia semele)
семейство бархатницы

 Удивительным было рождение бога вина Диониса. Узнав, что возлюбленная Зевса царевна Семела должна родить сына, ревнивая Гера подучила доверчивую девушку попросить Зевса явиться на свидание в царский дворец в том облике, в каком он бывает на Олимпе: в сопровождении грома и молний. Несчастная Семела не знала, что ни один из смертных, увидевших такое явление Зевса, не уцелеет. Зевс поклялся выполнить просьбу Семелы, а когда узнал, в чём она заключается, ужаснулся, но клятвы нарушить не мог. От божественных молний Зевса загорелся царский дворец, в огне погибла и царевна. Однако Зевс спас ещё не родившегося ребёнка и зашил себе в бедро. Так - из бедра громовержца - родился Дионис, не знавший матери бог.
 

Аполлон-феб
семейство парусники

Богиня Лето, мать Аполлона и Артемиды, была дочерью титанов Коя и Фебы. Вероятно, в честь бабки Аполлону дали ещё одно имя - Феб. Феб-Аполлон у греков и римлян почитался как божество солнечного света, кое-кто утверждал даже, что это Феб, а не Гелиос объезжает за день небо на огненной колеснице, запряжённой сияющими конями. Таким и нарисовал древнего бога русский художник Валентин Серов, а картину эту он назвал «Феб лучезарный».
 

Гарпия

Страшных существ наслали боги на царя Финея за то, что он против их воли открывал людям будущее. Это были ужасные богини бури, крылатые полуженщины-полуптицы. В отличие от сирен - чудовищ, которые жили на острове и сладкой песней приманивали к себе моряков, гарпии могли носиться по всему свету: они внезапно, как порыв ветра, налетали и внезапно исчезали. Наиболее известны гарпии: Аэлла - «Вихрь», Аэллопа - «Вихревидная», Окипета - «Быстрая», Келайно - «Мрачная» (по прозвищу Подарга - «Быстроногая»). Гарпии похищают детей и человеческие души. Само слово «гарпия» происходит от греческого слова, имеющего значение «хватать», «похищать». Несчастного царя Финея от гарпий спасли аргонавты.
 

Геликона мельпомена (Heliconius melpomene)
семейство геликониды

Музы, дочери Зевса и богини памяти Мнемозины, были покровительницами искусств, поэзии, наук. Муз было девять: Клио - муза истории, Каллиопа - муза эпической поэзии, Мельпомена - муза трагедии, Эвтерпа - муза лирики, Эрато - муза любовных песен, Терпсихора - муза танца, Талия - муза комедии, Урания - муза астрономии, Полигимния - муза гимнов

 

 

Бабочки в поэзии
Бабочки в искусстве
Бабочки в саду
Бабочки в саду
Общества лепидоптерологов

 

Arbeitsgemeinschaft Hessischer Lepidopterologen (Hesse, Германия)

Association for Tropical Lepidoptera (Florida, США, осн.1989)

Butterfly Conservation (Великобритания)

Butterfly Society of Rhode Island (США)

Carolina Butterfly Society (США)

Dallas County Lepidopterists' Society (Texas, США, осн. 1995)

De Vlinderstichting (Нидерланды, осн.1983) — Dutch Butterfly Conservation

Finnish Lepidopterologist Society (Финляндия)

Lepidopterologisk Forening (Дания)

Massachusetts Butterfly Club [NABA] (США) — офиц. сайт

North American Butterfly Association [NABA] (США) — объединяет любителей в Северной Америке (Канада, США, Мексика), офиц. сайт

Parisian Lepidopterist (Франция)

Sicilian Lepidopterological Association (Италия)

Societas Europaea Lepidopterologica — осн. в 1976 году и ныне объединяет около 700 членов из Европы, Западной Азии и Северной Африки.

The International Lepidoptera Survey — офиц. сайт

The Israeli Lepidopterists Society (Израиль)

The Lepidopterists' Society (США, осн.1947) — офиц. сайт

Utah Lepidopterists' Society (США) — офиц. сайт

 

Журналы

 

Alexanor (Франция, 1959-)

Atalanta (Германия, 1964-)

Buletin de Informare Societatea Lepidopterologica (Румыния, 1990-)

American Butterflies (North American Butterfly Association, Inc. NABA, 4 Delaware Road, Morristown, NJ 07960.)

Annotationes lepidopterologicae (Лондон)

Atropos — Lépidoptères et Odonates (Великобритания)

The Aurelian (Великобритания)

Bulletin de la Société des lépidoptéristes français (Париж, Франция) — ISSN 0181-0308

Bulletin de la Société lépidoptérologique de Genève (Швейцария)

Bulletin des Lépidoptéristes Parisiens (Франция) Site du Bulletin des Lépidoptéristes Parisiens.

Galathea — Нюрнберг (Германия)

The Journal of the Lepidopterists' Society (США)

Journal of Research on the Lepidoptera — осн.1962

Kentucky Lepidopterist (Louisville, Kentucky, США)

Massachusetts Butterflies (США)

Ontario Lepidoptera — ISSN 1713-9481

Pallarge (1992-) (Gifu, Япония)

Papilio — Journal du New-York Entomological Club — ISSN 0196-5832

Revue française de Lépidoptérologie (1938-), ранее выходил под названием L’amateur de papillons (1922—1937)

Saturnia (Alicante, Испания) — ISSN 1135-6677

Tropical Lepidoptera news — ISSN 1062-6581

Yadoriga (Osaka, Япония) (на японском языке) — ISSN 0513-417X

Базы данных

 

Список мировой фауны бабочек — The Global Lepidoptera Names Index (Великобритания)

Список растений — хозяев для бабочек — HOSTS — Database of the World’s Lepidopteran Hostplants

Список бабочек Неарктики — North America Lepidoptera database

 

Cсылки

 

Галерея лепидоптерологов России и сопредельных стран

Таксономическое древо отряда Lepidoptera на сайте Зоологического института РАН

Lepidopterology.com

Lepidoptera о представителях отряда Lepidoptera

Известные лепидоптерологи

 

Авинов, Андрей Николаевич

Алфераки, Сергей Николаевич

Ершов, Николай Григорьевич — один из авторов первого каталога чешуекрылых Российской Империи

Коршунов, Юрий Петрович (1933—2002)

Набоков, Владимир Владимирович

Некрутенко, Юрий Павлович

Обертюр, Шарль

Четвериков, Сергей Сергеевич

Аммосов, Юрий Николаевич

ИНТЕРНЕТ РЕССУРСЫ

 

Caterpillars: especially Australian ones:
http://lepidoptera.butterflyhouse.com.au/

Electronic Resources on Lepidoptera:
http://www.chebucto.ns.ca/Environment/NHR/lepidoptera.html

Flora Europaea:
http://rbg-web2.rbge.org.uk/FE/fe.html

Global Tineidae database:
http://www.nhm.ac.uk/entomology/tineidae/index.html

International Plant Names Index (incorporateing Index Kewensis, The Gray Card Index and the Australian Plant Name Index):
http://www.ipni.org/index.html

LegumeWeb - the ILDIS World Database of Legumes:
http://www.ildis.org/LegumeWeb/

Life hierarchy - Markku Savela's Lepidoptera database (includes hostplant data):
http://www.funet.fi/pub/sci/bio/life/insecta/lepidoptera/index.html

Missouri Botanical Garden's VAST (VAScular Tropicos) nomenclatural database:
http://mobot.mobot.org/W3T/Search/vast.html

Butterflies and Moths of North America:
http://www.butterfliesandmoths.org

Royal Botanic Garden Edinburgh Dipterocarpaceae database:
http://193.62.154.38/diptero/

Web Images of North American Moth Species:
http://facweb.furman.edu/~snyderjohn/leplist/

Галерея лепидоптерологов России

В сборнике 274 стихотворения русских и зарубежных поэтов-классиков о бабочках, а также интересные произведения современных авторов. Читайте, комментируйте и голосуйте за самые красивые стихи.

Бабочка и мотылек составляют один из главных символов в искусстве и значительное число крупных художников включает этот образ в свои полотна. Примечательно, что бабочка в большинстве аллегорических явлений считается символом души, бессмертия, возрождения и воскресения. Традиционно люди видели в этом насекомом способность превращаться, трансформироваться по мере рождения и превращаться из мирских гусениц в крылатого небесного существа. Кроме того, бабочка является прообразом Богоматери.

Уинслоу Хомер

Когда иллюстрация или картина призвана передать сказочное или небесное качество, художники обычно включают несколько бабочек в свои работы. Так и поступил американский художник и график Уинслоу Хомер, активно использующий бабочек в своих картинах, например на полотне "Девушка с бабочками", "Рыба и бабочки" и др.

"Девушка с бабочками"

"Рыба и бабочки"

Осиас Берт

Более тонкие образы бабочек можно найти в таких картинах, как натюрморт Осиаса Берта с вишней и клубникой в "Натюрморт с хлебом", а также "Натюрморт с земляникой, грушами, персиками, рюмками и бабочками". Бабочка была символом спасения, в то время как зло приняло форму Стрекозы. Вишня и клубника считались райскими фруктами и, таким образом, представляли собой души людей.

Натюрморт с вишней и клубникой в китайском фарфоре

"Натюрморт с земляникой, грушами, персиками, рюмками и бабочками"

Фрида Кало

Самым значительным автопортретом мексиканской художницы Фриды Кало был "Автопортрет с терновым ожерельем и колибри". По словам некоторых искусствоведов, Кало хотела изобразить, что она воскресла и начала новую жизнь с этой картиной. Колибри символизирует надежду и удачу в мексиканской культуре. Однако зрители могут заметить, что черная кошка, известная как символ неудачи, занимает свое место за правым плечом Кало. Различные интерпретации предполагают, что кулон колибри относится к Уицилопочтли, ацтекскому богу войны, который причиняет боль Кало внутренне. Другими важными символами картины были бабочки и колючее ожерелье. Бабочки символизируют воскресение, и это может относиться к ее возрождению в жизни после несчастного случая. А колючее ожерелье может быть символом тернового венца Иисуса.

 

"Автопортрет с терновым ожерельем и колибри"


 

Винсент Ван Гог

Бабочки также получили отражение в серии картин нидерландского художника-постимпрессиониста Винсента Ван Гога в 1889 и 1890 годах. Ван Гог создал как минимум четыре картины бабочек и одну с мотыльком. Метаморфоза гусеницы в бабочку была символична для Ван Гога как способность женщин к трансформации. В письме к своему другу Эмилю Бернару (июнь 1888), Ван Гог писал: "…возможности заниматься живописью в лучших условиях иного существования — явление, пожалуй, не более сложное и не более поразительное, чем превращение гусеницы в бабочку,. Это существование художника-бабочки, возможно, будет протекать на каком-нибудь из бесчисленных светил". Садовые картины с бабочками были написаны в приюте Сен-Реми в 1888 году после психического расстройства. Бабочки, возможно, являются подходящей метафорой для хрупкости его трагической жизни.

 

Бабочки Ван Гога


 

Доссо Досси

Возвращаясь к эпохе Возрождения, вспомним картину итальянского художника Доссо Досси под названием

 

"Юпитер, Меркурий и Доблесть"

"Юпитер, Меркурий и Доблесть" (1522−1524). Досси был придворным художником для герцогов Эсте Феррарских и часто рисовал вместе со своим братом Баттистой, который работал при Рафаэле. На этой картине бог Юпитер рисует бабочек на холсте, но, поскольку он бог, простой акт рисования оживляет их.

 

Реклама


 

Сальвадор Дали

Бабочки были любимым символом Дали с 1950-х годов. В 1956 год - это картина с картиной Сальвадора Дали "Пейзаж с бабочками", на которой изображены две бабочки, парящие в пустыне. Они выглядят несколько статично, как будто они даже не трепещут крыльями. С верхнего правого угла исходит сильный источник света, отбрасывающий тени бабочек, а также отбрасывающий длинную тень от камнеобразной стены позади них.

 

"Пейзаж с бабочками"


 

Джеймс Уистлер

Знаменитая бабочка американского художника Джеймса Уистлера впервые появилась в 1860-х годах в связи с его интересом к азиатскому искусству. Он изучал гончарные подписи на фарфоре, который начал коллекционировать и решил изобразить монограмму из своих инициалов. Монограмма JW с годами превратившаяся в бабочку, стала визитной карточкой Уистлера и его подписью.

 


 

Антонио Пизанелло

Еще один образ бабочки нашел яркое выражение в портрете Джиневры д'Эсте кисти выдающегося художника один итальянского кватроченто Антонио Пизанелло , который вошел в коллекцию Лувра в 1893 году. Картина характерна для портретов раннего Ренессанса. Тщательно прописано модное платье и головное украшение, вкупе формирующие светлый женственный силуэт. Фон, изображающий цветущий сад с развевающимися бабочками, играет скорее декоративную роль, нежели отмечает красоту природы.

 

"Портрет Джиневры д'Эсте"


 

Вильям-Адольф Бугро

Крупнейший представитель салонной академической живописи Вильям-Адольф Бугро завершил картину под названием "Купидон и бабочка" в 1888 году. Сюжет относится к прекрасному античному мифу о боге любви, в этом случае изображенном в виде маленького пухленького Купидона и легкой бабочки. Бугро изобразил молодого Купидона - известного в греческой мифологии персонажа - осторожно подбирающего бабочку, которая приземлилась на его руку. Руки маленького Амура изображены особенно тонко и прекрасно: одну руку он кладет на бедро ладонью вверх, а другой - осторожно держит бабочку, выправляя мизинец и безымянный палец вверх.

 

"Купидон и бабочка"


 

Коркос Витторио

Еще одна работа - уже итальянского живописца 19 века - Коркоса Витторио так и называется "Красота и бабочка". Портретист изображает молодую девушку, разглядывающую бабочкую. И здесь есть абсолютная художественная симметрия - красота напротив красоты.

 

"Красота и бабочка"



Источник: https://kulturologia.ru/blogs/140819/43855/