Введите текст

Зарисовки

Сайты

Акварельный сад

Лабынцева Елена (1963) работала учителем-словесником в школе, литературным редактором в газетах, журналистом на телевидении. Преподавала на журфаке УдГУ, руководила поэтической студии УдГУ «На лестнице».

Руководитель творческой студии "ПРОЕКЦИЯ" (г.Москва). Секретарь Союза литераторов Удмуртии. Составитель, выпускающий редактор Литературно-художественного альманаха "АКВИЛОН" (№ 1 - 5).

А

АВТОР  САЙТА "САДЫ  ДУШИ"

 

Публиковалась в республиканской и российской прессе. Произведения размещены на ряде сайтов в интернете.

 

Эссе "Лунный сад"

Сад поэтический

...Все лепестки цветов, все стебли,
лучи сияньям дня манили, птицы, 
и выше роста грезилось, и счастье
      явившей в жизнь меня рука к руке.
Мать и дитя бежали в быстрый сад,
разбрызгивая свет, к реке спешили, 
где колыбель качается, где лилий
дурманит белой пеленой причастья.
Вдыхай и жди...
 

ЛУННЫЙ САД

в

 

 

 

Слышать  сад

Серебро, текущее мягким обволакивающим потоком, обвивает каждое растение в лунном саду.

Прикоснись к нему, открой окно и вдохни вечернюю влажность росной земли.

Отражённый солнечный свет создаёт невероятные перспективы и объёмности.

Вуаль размытых очертаний и прозрачна и легка, колышется от малейшего движения воздуха.

Тени плывут неясными абрисами и растворяются в серебристо-лиловом дыхании деревьев.

Здесь нет чёткости солнечных рисунков. Нет высвеченного и легко читаемого обозначения линий, лишь намёки и вздохи полупрозрачных  силуэтов. Трава. Цветы. Пятна то проступают внезапным цветом, то отступают в оттенок.

Фантасмагория отражённого света. Фантасмагория зеркала, по сути дела. Луна и есть зеркало, в котором солнце дарит нам свой свет и ночью.

Феноменальное состояние, в котором и человек теряет свои границы. Теперь ему не нужно выступать семи своими подробностями в природу. Здесь он не делатель. Здесь он созерцатель. Созерцатель иного.

И само иное высвечивается лунным светом осторожно. Не предъявляя себя, не демонстрируя.

Тот, кто может, его читает давно. А если нет, то есть возможность взглянуть, либо скользнув лишь взглядом, либо проникая в ритм образов, в их нелинейную перспективу.

 

Лунный сад. Открой дверь и шагни в его глубокое пространство, потерянных привычных ориентиров обыденного зрения.

Ландшафт растворился, он остался только умозрительным поводырём, необходимым разуму тревожному, который обозначает взволнованному взгляду уточняющие ориентиры.

Войти в лунный сад и обнаружить себя. Встревожить покой, взволновать авансцену, выступить на неё из смутного Там сюда в едва обозначенное сейчас с всеобщей проницаемостью, которая не оставляет внутреннего, настолько безгранична.

Высветившись лунными софитами, Лунный сад становится перетеканием всего во всё. В нём отсутствую пределы привычного кодирования, инструментарием которого воспользоваться невозможно. Нет интенсива формы, она утрачена вслед за бесконтурной образностью.

Интуитивное распознавание бликов и теней, нанесённых на подлунный мир – процесс более чем ритуальный.

Именно здесь возникает состояние погружённости в собственный свет, потому что внешние источники визуально слишком слабы. Именно он начинает работу иную. Мечтания под Луной, фантазии, не имеющие границ, полёты сознания в бездонное синее небо. Туда, к звёздам…

 

Насыщенная внутренняя жизнь истекает в перспективу видений, распускающихся лунными цветами. Усиленная вовлечённость в создание структур, утаённых от солнечного света вне Лунного сада, позволяет изобретать новые и новые палитры образов и запускать всеобъемлющие голограммы  будущего в их совершенном переводе словесного (что это?) в изобразительное (вижу).

Лунный сад рождает и свой язык, отличный от солнечного языка. Здесь постоянно осуществляется выше обозначенный переход из изобразительного (а видим мы здесь лишь эскиз) в словесное (опредмечивание переходит в поиск новой ассоциации), поскольку осыпались схемы и первого, и второго уровня ассоциаций. Именно неуверенность в следующем шаге в Лунный сад и порождает новый более совершенный язык.

август 2016

Лепидодендрон
1.
Мой город, мимо шумных площадей
В пространстве лиц лечу я вслед за шагом.
Развею мысли, соберу века, 
Притягивая временных течений
И пояса часов  передвигая
До тех, до идеальных городов,
Где безупречных символических фигур
Сложились линии в сетчатку глаз зеркальных.
В них звёздные моря, маршрут един,
Но чем определяют колокольных 
Бег древних стрелок тех,
Со стен кремля слетевших и звонящих,
И бьющих в нас, и долго там  звенящих
В делах безукоризненного свойства...
Инвариантность интервалов наших дней
Есть повод прочитать координаты
Минувшей жизни и продолжить шаг,
Массивным телом в поле гравитаций, 
Чтоб время на ладонях рассмотреть.
Пусть в нас фантасмагории снуют
Сквозь времена и нравы повсеместно,
Своя земля, срединный центр земли
Не расслоится, дышат очертаний,
Картины мiрозданья укрепляют
И брег реки, и брег потусторонний.

2
Возьмём условием “не может быть”
Самих людей, и Город без людей
Замолкнет и остынет: пробок нет,
Нет ни машин, ни  тел давно стеклянных –
Отсутствуют... Исчезли... Испарились... 
Но почему, скажи, случилось
Отсутствие здесь нашего, вживую?
Когда же дух оставил лишь тела?
Учесть себя иль только след себя,
На мостовой взбугрившийся брусчаткой.
Твоя попытка визуализаций 
Окончена?   Победы гром разверзнут
Иль ставятся печати Поражений? 
Иль длится перемена освещений?
Иль помещений? дома Дом? 
Или Окно окна?
Иль Город города? Каких ограничений
Оправданность себя традиционно 
Творишь собою Здесь ты и сейчас?
Перед тобой и Пушкин, и Есенин.
Теперь и Бродский И., и Бунин И.
Воздвигнуты и воздвигают этот день,
Чтоб в вечных городах и древних весях
Ты на пути  к какой-то прошлой сути
Не тосковал о том, что невозможно,
А иззнавал прочтения историй...

3
В наружном граде кромном или кроме
Границ Гранит  и наслоенье форм
Сменило старых древ и деревянных
Построек память. Многое истёрто,
И лишь пыльца на пальцах или пыль
Земли родной, взрастившей и тебя,
Не уточнит,  связует тексты дней,
 Зачеркнутых сознанием как  вопль 
Сакральных жертв и испещрённый страхом  
Позор костров , в которых мы горели,
И дней, где на полотна  лиц 
Мы восставали, следуя обетам,
Чтоб как древко зажать себя и помнить
Ужимки и гримасы бытия... 
Чтоб знать - в руках твоих игла - 
Воздеть небес и продевать реализаций,
А самого себя пришить к оси,
Пусть серебрится нить - путь серебрится...
Где капища и алтари, но почва есть,
Там импульс жизни, 
Стань сам МIРОМ!

Цветение. Продолжение проекта ВЕСЕННИЕ ПАРКИ

1.
Не разговор, а примечанье 
ступило на средину жизни.
Я привыкаю выходить 
за рамки, просочившись словом
в нетёплый день, в нетленный сад.

А за моим плечём парит
небесный звон хрустальных капель.
Я с ними голос свой сверяю
и признаю несовершенство
моих и долгих слов, и быстрых.

Я краем глаза задеваю
Небес раскрытые страницы
и письмена читаю тайных, 
Иных, сокрытых откровений.
Я трепещу - за ними Жизнь.

Она пульсирует в сияньях,
Она такие звуки сеет,
Что раскрываются бутоны
цветов, проросших из любви.
Мой день!.. Мой свет!..

3.
Другая реальность - НАСТЕЖЬ!
Вот моя рука, протянулась!
Мои волосы врастают в землю...
Отрежу - упадёшь в космос.
Лови мои чешуйки!
Переполнился бассейн СОЛНЦА!
Истолки воду в ОКЕАНЕ!
Свяжи конечное с бесконечным.
Достану все жемчужины со дна 
И отраженья ваши все поймаю
В ладони, нанижу на завтра
И отпущу в ладье
Во след сияниям, во благо...

5
Соединение в кольцо живых листов 
Для покровителя музыки Аполлона
Иль нимфы Дафны заплетение в гирлянды  
Священной ветви древа лавра –
Целительная сила очищенья 
От осквернения грехом и прочих язв.

Я передам тебе его, я возлагаю 
Вот здесь, сейчас, и на твою бездонность
Венок вечнозелёного растенья
Я опущу, пусть там лежит победно. 

Быть постоянной, сильной духом быть,
Взлетать в небесных залов солнцеоких
И там свои пропеть небесным гимны - 
БОГАМ!ЗЕМЛЕ! И СЕРДЦУ! И ДУШЕ!

До звёзд достать и жаждать ещё выше,
И множить звук, и петь величье тайны,
И мощь Земли дать Вечной Жизни снова!

Вот путь! Иди! Живи стезёй!

https://art.biblioclub.ru/styles/great/?reset

ЕЛ

ЕЛЕНА  ЛАБЫНЦЕВА