САД
ПРОЕКТ "Континуум (от лат. continuum — непрерывное, сплошное)
ПРОЕКТ "Континуум (от лат. continuum — непрерывное, сплошное)
ПРОЕКТ "Континуум (от лат. continuum — непрерывное, сплошное)
ПРОЕКТ "Континуум (от лат. continuum — непрерывное, сплошное)
ПОНЯТИЕ КОНТИНУУМА В ФИЛОСОФИИ
В философии понятие континуума выражает одну из категорий непрерывности и прерывности: прерывность
(дискретность) подразумевает определённую структурность объекта, его внутреннюю «сложность»; непрерывность
подразумевает целостный характер объекта, взаимосвязь и однородность его частей (элементов) и состояний. В силу этого категории непрерывности и прерывности являются взаимодополняющими при любом исчерпывающем описании объекта. Важную роль категории непрерывности и прерывности играют также при описании развития, при котором конкретный мир переходит из одного состояния в другое: либо внезапно, вдруг — через «скачок», либо постепенно — через преемственность.
ПОНЯТИЕ КОНТИНУУМА В МАТЕМАТИКЕ
В более широком смысле понятие непрерывности определяется в современной математике формально, в рамках топологии. Через аксиоматически вводимое понятие близости точек («окрестность точки») можно определить понятия предельного перехода и непрерывности функций. Таким образом возникают различные топологические пространства, моделирующие всевозможные типы непрерывности (включая и дискретную топологию). В то же время существует целый ряд нестандартных моделей континуума: конструкции Э. Л. Брауэра и Г. Вейля в рамках интуиционистской математики, специальные модели в альтернативных (неканторовских) теориях множеств, в «нестандартном анализе» А. Робинсона.
ПОНЯТИЕ ЯЗЫКОВОЙ КОНТИНУУМ В ЛИНГВИСТИКЕ
Совокупность вариантов идиома,
представленных во времени,
пространстве,
социальных коллективах и
различных
ситуациях общения. Понятие
континуума,
имевшее первоначально два
измерения -
временное ипространственное,
предполагае
т непрерывность и постепенность
языковых
изменений во времени и
плавную дифференциацию
языкового материала
в пространстве, т. е. отсутствие
четких границ междуязыками
и диалектами.
Появившиеся позже модели
диастратического и диафазического
континуумов дополнили
это понятие
социальным и ситуативным
измерениями.
Категория континуума в современной филологии непосредственно связана с понятиями времени и пространства. В трактовке лингвиста И. Р. Гальперина «континуум» означает «непрерывное образование чего-то, т. е. нерасчлененный поток движения во времени и пространстве». Континуум предполагает определенную последовательность фактов и событий, развертывающихся в системе пространственно-временных отношений, причем развертывание протекает не одинаково в разных типах текстов.
Для обозначения неразрывной связи времени и пространства, воплощенной в художественном тексте, используются термины «хронотоп» (преимущественно в литературоведении) и «континуум» (в лингвистике текста). По определению М. М. Бахтина, xpонотоп - это «существенная взаимосвязь временных и пространственных отношений».
Таким образом, континуум как особая категория художественного текста играет исключительно важную роль в организации его содержания и отображении знаний автора об устройстве мира. При этом пространство и время, неотделимые друг от друга в реальности, в тексте также воплощаются в их нерасторжимом единстве.
ПРОЕКТ "Континуум (от лат. continuum — непрерывное, сплошное)
ПРОЕКТ "Континуум (от лат. continuum — непрерывное, сплошное)
ПРОЕКТ "Континуум (от лат. continuum — непрерывное, сплошное)
ПРОЕКТ "Континуум (от лат. continuum — непрерывное, сплошное)
ВНУТРИ
По В. Н. Топорову, мифопоэтической картине мира присущ "глобальный и интегрирующий детерминизм", представление о связи вещей друг с другом внутри организованного пространства
Топоров В. Н. Модель мира // Мифы народов мира: В 2 т. Т. 2. М., 1988. С. 161-164.
1 2 3 4 5
СУЩЕЕ
Мысль о том, что хронотопичен всякий художественный образ, язык, внутренняя форма слова, выводит нас на необозримый простор, включающий и мир произведения, и мир автора, и мир читателя, и вообще весь мир, данный нам в языке, то есть всё сущее для человека, осмысленное и осмысляемое. "Хронотоп" становится средством гносиса вообще, инструментом феноменологии.
Бахтин М. М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике // Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики: Сб. — М.: Худ. лит., 1975. — С. 234—407
1 2 3 4 5
ЧЕЛОВЕК И ВЕЧНОСТЬ
Пространство-время – это единство того, что является вне себя именно в своем единстве. Это – открытие мира, происхождение, происхождение без начала, истока. Одно и другое или, скорее, одно-и-другое, которое они образуют вместе: универсальная вынесенность вовне того, что составляет внутреннее мира.
Вторая онтологическая возможность ориентирована на изучение процесса оформления социальной реальности в пространственно-временную системность (социальный хронотоп), поскольку именно благодаря пространству-времени социальная реальность становится объективно присутствующей, воспроизводимой и трансформируемой.
Керимов Т. Х.
Исторические типы хронотопов*
1 2 3 4 5
ЯЗЫК ХРОНОТОПА
Язык является творцом подлинной и вечной жизни. Именно язык - единственное орудие борьбы с разрушительным действием времени. Он реорганизует время. Стихотворение - это и есть реорганизованное время.
1 2 3 4 5