ИНТЕРВЬЮ ЛИДИИ ГРИГОРЬЕВОЙ ТВОРЧЕСКОЙ СТУДИИ "ПРОЕКЦИЯ"
Созерцание непревзойденной красоты природы, её невесомой золотистой пыльцы, вдыхаемой с ароматами утра, предполагает утонченное чувствование «в зоне добра и лада», коей и является мифо-поэтическая система Лидии Григорьевой.
Стихи поэта - истончения чувствования, достигая апогея вести, тайно принесенной в тишину творения, которое проросло в зачаток зрения двойного, нелинейного.
Только в «тишине, вырастающей до самых небес» можно различить все нюансы и все оттенки цвета картины всевышнего художника, нанесшего мазки на полотно, читаемое изнутри автором.
«Полое», как контрабас, внутреннее пространство только тогда может заполниться светом творения и организовать тонкую настройку души, когда в нем цельны и гармоничны модусы восприятия. Именно они, постулируя точный вектор перехода от имаго предпоставленного к образу, создают модель преобразования хаоса в гармонию, именно они, отвечая на вопрос: «Можно ли мир понять, не выходя из сада?» - шаг за шагом, слово за словом ведут поэтическое зрение как в горизонтальном, так и в вертикальном измерении.
Ценность ментального универсума человека организует переживание пространства в поле семантического потенциала слова, артикулирующего собственный опыт в ассоциациях второго и третьего ряда.
Уточнения и углубление образа сада обрастает в каждом стихотворении по спирали. Поэт возвращается к центральному феномену своего внутреннего пространства, переосмысливает каждую деталь, попадающую в поле его зрения.
- стр. 270
Ярко выраженная эмоциональная окраска вызывает в поле ассоциацией чувственно-конкретные конфигурации модели. Вслед за поэтом внутренний, второй взор, проникает повсюду, указуя на переживание диалога между природой, сотворенной и Человеком творцом – Поэтом – Творцом.
- «Так легко ли цвет.» стр. 271
Переживание образа утверждает нас в нашем присутствии вслед за Поэтом. Созерцание читателем открытости как горизонтальной, так и вертикальной, насыщенной чистотой и четкостью зрения.
Даже говоря о разделительных, графически заданных линиях света и мрака, наделяют обозначенную двойственность мира превосходительной степенью эстетической рефлексии.
Вертикаль усложняет структуру видимого пространства, которое оперирует простотой самого чувственного образа, вовлекая в текстуру стихотворения постоянно представляемое созерцание. Именно оно и переводит данное пространство в иное, поднимая по вертикали в инобытие будущего.
Так бывает с планировщиками сада, когда они рассматривают перспективу ландшафта, создаваемого ими, когда необходимо открыть вид в глубину места. Именно глубина места моделируемого сада предоставляет возможность сближения и продвижения туда, дальше.
- стр. 133
Последовательности планов, раскрываемых поэтом в стихотворении постоянны и проясняют с каждой страницей творимый мир.
Там, на краю зримого, земля призывает нас приблизить смутно-видимое и прийти к радостному открытию соединения того, что здесь и того, что там.
«Звезды считают вниз головой», свисая с земного шара (стр. 161)
Поэт заряжает этот путь для преодоления дистанции, отдаляющей человека от вертикальной координаты его будущего, выговаривая образы на пределе возможного, подбрасывая читателя зарядом силы выше, чем он есть.
Создавая тягу вверх, он зовет и увлекает.
Усилие самопреодоления – вот основой зов Поэта.
А там впереди зов другого - зов Звездного сада.
август 2016