МЕСЯЦЕСЛОВ
Дай, Господи, нам радость в сентябре,
в славянский Новый год,
когда листва, слегка уже пожухлая,
ещё стремит свой лепет по горам и долам,
чтоб откровенно жухнуть в октябре…
Дай, Господи, нам радость в октябре
под меркнущим и уходящим небом,
закрытым влажной хмарью в ноябре…
Дай, Господи, нам радость в ноябре —
не видно звёзд на небе в ноябре,
лишь ветер рвёт остатки листьев мёртвых …
Дай, Господи, нам радость жить зимой.
Она сжигает жизнь морозом лютым,
смеясь над нею в оттепель,
и смотрит огромными холодными глазами
на праздник изменения числа
в обозначенье круга годового,
под этим небом дважды —
в старый Новый и новый Новый годы…
Дай, Господи, нам радость в декабре...
Дай, Господи, нам радость в январе...
Дай, Господи, нам радость в феврале —
последнем из двенадцати фрагментов
извечного круженья Зодиака,
в котором первый — мощный, полноводный,
могильщик-обновитель мудрый март…
Дай, Господи, нам радость в марте мудром —
так тяжко видеть кроткие останки
того, что не вступило в новый круг…
Затянет всё апрель зелёной плёнкой,
по зелени рисуя акварели…
Дай, Господи, нам радость в акварельном
надгробии над тем, что прежде жило,
чтобы стремиться быть и продолжаться
в цветущем мае, в зреющем июне,
в июле ягодном, столь щедро одарённом
теплом и светом,
что тускнеет память о будущем и прошлом
неярком и нещедром свете Солнца...
Разбудит память милосердный август
чуть меньшим блеском синевы и света
и в милосердии своём осыплет землю
плодами изобильными, как манна
— для продолжения, для круга,
для круженья…
Дай, Господи, нам истинную радость
средь изобилия плодов, землёй рожденных...
Ты, Господи, дал силы мне идти…
Я даже не хромаю…
Круг за кругом…
Минуты капают, так плотно наполняя
артерии и вены,
плотно так,
что им не сдобровать —
известно ведь, и камень капля точит…
Так что же делать —
умереть, уснуть,
стать каменным как будто бытием
и видеть сны, быть может?
Как будто бы кружение не сон,
не боль, не смертное томленье,
сошедшего с бессмертного ума!
Дай, Господи, нам радость каждый день,
минуту каждую дай радость прозревать,
что выше Ты кругов и их кружений,
прекрасных столь —
в движенье звёзд небесных
и тяжких столь — в своих земных сосудах.
Минуту каждую дай радость прозревать,
что сопричастны мы Твоей великой тайне
— как дети Божии, как твари на земле,
покорные круженью Зодиака.
На свете счастья нет,
но есть нетварный свет
над тварями
и звёзды Зодиака.
***
я полечу над континентами
в том небе синем в том которое
равно над всеми континентами
равно над безднами морскими
оплаченное суммой денежной
на несколько часов томительных
мне будет честно предоставлены
и стол и дом в крылатой капсуле
по траектории пологой
в пространстве-царстве-бездне воздуха
стремящей утлое пространство
частичку царствия наземного
укоренив в пространстве кресельном
себя в своих одеждах кожаных
я буду честно доставляема
в наземный пункт судьбой назначенный
и будет думаться и сниться
как полечу над континентами
равно над безднами морскими
в пространстве-царстве-бездне воздуха
когда-нибудь но неизбежно
оставив в царствии наземном
о том нисколько не жалеючи
свои одежды плотно-кожные
влекомая нездешней силою
по траектории неведанной
всей жизнью как смогла оплаченной
в надземный пункт Судьей назначенный
сентябрь 2010
Людмила Вязмитинова с высокой степенью профессионализма и неутомимого, почти подвижнического энтузиазма с 1990-х годов изучает современную поэзию: пишет о поэтах, которые, переосмыслив весь спектр направлений XX века, вышли на качественно новый уровень. Благодаря ей мы получили вдумчивую и подробную хронику литературного процесса рубежа веков, с которой можно ознакомиться в книге избранных статей «Тексты в периодике». С Людмилой ВЯЗМИТИНОВОЙ поговорил Владимир КОРКУНОВ.
– Людмила Геннадьевна, предыдущая ваша книга критики «Tempus Deliberandi» вышла в 1998 году. 18 лет молчания – едва ли не героический поступок в наше время…
– «Tempus Deliberandi» делалась, чтобы сохранить тексты, прочитанные на радио, в литературном пространстве. А «Тексты в периодике» – подведение итогов сделанного за много лет. Это сборник статей, написанных в разное время и по разному поводу, опубликованных в разных изданиях. Они собраны под одной обложкой и структурированы так, чтобы создать общую картину виденного и продуманного в том срезе литературной жизни, которому посвящены.
Возвращаясь к теме «правого» и «левого» полюса – разумеется, подразумевая, что в промежутке расположено огромное количество авторов – хотелось бы вернуться к лекции Нади Делаланд, напомнившей слушателям, что «стихи – это слепок сознания автора». Иными словами, речь идет о качественно разных состояниях сознания и разных методах работы и с ним, и со словом. При этом характерно, что, описывая свой творческий метод, «левая» Галина Рымбу почти дословно повторяет слова «правой» Нади Делаланд: «я никогда не правлю» «тексты»: «если получилось так, то уже получилось» (сайт «Независимая литературная премия «Дебют»). В заключение же не могу удержаться, чтобы не процитировать Аллу Горбунову (лауреат «Дебюта» в номинации «поэзия» за 2005 год), в отзыве на прошедший 26 ноября 2014 года вечер «Полюса» Надя Делаланд/Денис Ларионов (сайт «Культурная инициатива») пишущей, что «левая» поэтика «представляет современное сознание, утратившее "золотую скрепку", которой этот мир скреплялся, и то, что монтируется в стихи – принципиально не целостно, разъято и не принадлежит самому субъекту». Что ж, дело за малым: найти эту «скрепку».
Людмила Вязмитинова участвует в следующих
программах (скачать mp3):
Современные поэты читают стихи о войне. Запись 2014 года.
Современные поэты читают стихи о войне. Запись 2012 года.
Современные поэты читают стихи о войне. Запись 2011 года.
VI биеннале поэтов: Литературное радио представляет круглый стол «Литературная критика на постсоветском пространстве».
Программа «Литпроцесс и окрестности». Евгения Вежлян и Людмила Вязмитинова.