Растительный орнамент

Растительный орнамент

Растительный орнамент

Орнамент модерна

Модерн (фр. moderne — современный) – особое художественное направление в искусстве, возникшее в конце XIX века. Еще одно из его распространенных названий – ар-нуво (фр. art nouveau - «новое искусство»). Основными отличительными особенностями этого стиля стал отказ от использования прямых линий и углов. Художники, работающие в данном направлении, предпочитают природные формы и мотивы.

Одной из характерных особенностей модерна является интерес к новейшим технологиям. Декоративно-прикладное искусство в этот период становится необыкновенно популярным. Разумеется, касается это и орнамента.

Характерные особенности стиля модерн

• Приглушенные цвета. Обычно в декорах этого стиля можно видеть светло-зеленый, лиловый, коричневый.
• Плавность и изогнутость линий, расположенных как вертикально, так и горизонтально.
• Лаконичность форм. Очень часто применяются шарообразные, цилиндрические и прямоугольные силуэты.
• Синтез элементов самых разнообразных стилей.
• Частое использование художниками и декораторами асимметричных мотивов.
• Использование витражей. Широкое распространение получили композиции Луиса Тиффани либо их имитация.

 

Стиль модерн стремится сочетать в себе утилитарные и художественные функции. По мнению приверженцев данного направления, в область прекрасного должны быть вовлечены все сферы деятельности человека. Основным принципом становится воплощение в обтекаемых, пластичных формах эффекта динамичности. Модерн появился на почве полной неразберихи в стилях европейской культуры конца XIX века. Еще одной причиной стал технологический прорыв общества и переход от ремесла к индустриальному массовому производству.

Основные отличительные признаки орнамента в стиле модерн

Фасады зданий, предметы быта, украшения, интерьеры эпохи модерна богато декорированы огромным количеством извивающихся, динамичных и при этом лаконичных линий. Этот элемент был призван подчеркивать форму предмета и зачастую напоминал причудливые, изгибающиеся растения. Линия в модерне ассоциируется с морскими волнами либо складками женского платья. В этом выражается главная идея и основной принцип стиля – утонченность, изысканность и некоторая капризность. Считается, что орнамент снова вошел в моду именно благодаря популяризации данного направления.

Художники-декораторы начала XX века придавали огромное значение восточным мотивам. При этом традиционные европейские мотивы трансформируются просто до неузнаваемости. Классические элементы – вишня, гвоздики, персики, стебли бамбука – по-прежнему используются, однако при этом приобретают совершенно новое звучание. Стилизованные природные формы используются как самостоятельный декоративный элемент, предназначенный для того, чтобы зритель восхищался и любовался ими.

В основе орнаментов модерна часто лежит характерный именно для этого стиля ирис, символизирующий томление и негу. Еще одним широко используемым элементом становится лилия как отражение в узоре девственности и чистоты. Еще три цветка – орхидея, кувшинка и тюльпан – становятся символами смерти и трагедии. Совершенно противоположное значение придается розе. Этот цветок Венеры служит символом всего прекрасного, прежде всего, любви и счастья. Традиционный образ Древа Жизни также повсеместно используется в орнаменте. Данный элемент, естественно, символизирует райскую жизнь.

Орнамент модерн в интерьере

Орнамент в модерне – это даже не элемент оформления предметов. Он сам выступает в роли украшения. Декоры стиля модерн просто невероятно красивы и эффектны. Портьеры, обивка, мебель и обои украшаются им повсеместно. При этом используются в основном прихотливые растительные мотивы. Если это цветы, то очень крупные. Что касается оттенков, то в этом плане диктует правила пришедшая на стыке веков мода на все японское. Широко используются лиловые, палевые, серебристые и серовато-зеленые цвета. Стены, декорированные растительным орнаментом, словно растут от потолка к полу. Однако при этом всегда соблюдается одно из основных правил оформления в стиле модерн – недопустимость слишком большого количества деталей. В ванных комнатах часто используется кафельный бордюр с геометрическим орнаментом, который, на первый взгляд, только напоминает античный.

В композиции всегда присутствует характерный именно для модерна завиток, спиральный или квадратный. Данный элемент украшает даже такой простой узор, как меандр. Конечно же, повсюду при оформлении интерьера используются характерные для этого стиля криволинейные линии, пронизанные экспрессивным ритмом и подчиняющие себе всю композицию оформления помещения. Отдельно можно выделить орнаментированные витражи. Чаще всего используются модели в стиле тиффани.

Еще одной присущей модерну чертой в орнаменте, скажем, интерьера является дублирование. К примеру, рисунок может повторяться на дверных порталах и на предметах мебели. Примеры растительных орнаментов, выполненных в стиле модерн, можно увидеть на этикетках и виньетках знаменитого чешского художника Альфонса Марии Мухи (1860–1939 гг), в работах Обри Бердслея (1872–1898), великого русского Михаила Врубеля (1856–1910 гг.).

Орнамент в стиле ампир

Ампир (фр. empire style — «имперский стиль») – стиль, созданный в эпоху правления Наполеона I во Франции. Направление высокого классицизма. Был популярным в течение всего XIX века. Позднее сменился эклектическими течениями.

Появление стиля ампир

Наполеон Бонапарт пришел к власти почти бескровно. Первым лицом Франции его сделали политические преобразования. Примерно так же тихо и без потрясений преобладающий в то время классический стиль сменился новым направлением, основой которого стали вкусы лично императора. Поэтому принятый стиль и называют имперским, то есть «ампир».

Манера оформления интерьеров, предметов быта и оружия становится более приземленной и основательной. Все вещи приобретают некоторую тяжеловесность и плотность. На смену стройным, удлиненным формам приходят монументальность и статичность. Настоящим символом стиля ампир становятся квадрат и круг – простейшие геометрические фигуры.

С приходом нового стиля меняется не только форма, но и колорит изделий. Художники-оформители начинают использовать гораздо более насыщенные оттенки. Чаще всего применяются золотой, синий и пурпурный цвета. Ведь подобную гамму предпочел для оформления своего дворца сам император. Разумеется, все эти преобразования коснулись и орнамента.

Основные особенности орнамента в стиле ампир

 Использование античных, в основном римских и египетских, мотивов.

 Устойчивость и монументальность элементов в сетке.

  Использование сетчатой структуры, основой которой мог быть ромб, квадрат, шестигранник, круг.

 При применении растительных мотивов листочки располагаются очень густо и по обеим сторонам. При этом используются пальметки, лавровые ветви, позаимствованные в основном из римского орнамента. Также очень популярным становится античный мотив виноградной лозы.

Эклектичность. В орнаменте часто сочетаются естественные и условные элементы. В этом прослеживается явное влияние эллинизма.

 Как и в римском орнаменте, в узорах стиля ампир очень часто используется канделябр. Иногда он трансформируется в пышный вазон с букетом цветов. Одним из самых популярных элементов становится триумфально-помпезный венок. Еще один мотив – знамена тяжелой драпировки и разного рода военная атрибутика.

Орнамент стиля ампир отличается, прежде всего, лаконичностью. Основу его составляет революционная символика с элементами, характерными для античности. Символичность при исполнении этого декора используется очень широко. Так, фригийский колпак становится отражением в узоре свободы, в ликторская связка – единения, дубовые ветки – добродетели, копье – свободы личности.

В разработке орнаментов нового стиля принимали участие многие известные художники. В первую очередь следует отметить живописца Жака Луи Давида. В своих произведениях этот мастер часто использует растительные и геометрические мотивы этрусских ваз. Это очень обогатило новый стиль. Находит отражение в орнаменте и воинственность новой Французской империи. В качестве орнаментальных элементов в этот период часто используются трофеи, луки, колчаны, стрелы, императорские орлы, щиты, шлемы, мечи и т.д. В орнаментах на текстиле, обоях, оружии, элементах декора часто используется так же вензель N, прославляющий Бонапарта. Составляются орнаменты с применением имперских эмблем – орла, пчелы, звезды, ордена Почетного легиона и других.

Орнаменты Ампира (Das Empire-ornament, Leipzig, 1924 год)

Книга: Das Empire-ornament nach originalgegenständen und quellenwerken aus der empirezeit

Автор: Alexander Speltz

Издание: Leipzig, A. Schumanns Verlag, 1924 год

Источник: The New York Public Library

Иллюстрации из книги "Das Empire-ornament", которая вышла в свет в Лейпциге в 1924 году. На рисунках, которые были выполнены Александром Спельцем, детально прорисованные мебель, предметы интерьера, архитектурные элементы и орнаменты, подсвечники, люстры, рамы с зеркалами, керамика, вазы, веера и многое другое, выполненное в стиле Ампир.

Российский орнамент в стиле ампир

В XIX веке в России существовало две разновидности стиля  – столичная петербургская и провинциальная московская. Последняя была очень распространена в помещичьих усадьбах и апартаментах знати в старинных городах. Что касается столичного ампира, то к французскому стилю он был несколько ближе.

Однако отличия все же прослеживаются достаточно явственно. Например, в орнаментах столичной русской разновидности ампира гораздо больше классических элементов, чем в узорах французских художников. Русский орнамент не так категоричен и тяжеловесен, в нем меньше эклектичности. При этом он гораздо более строг и гармоничен. В случае с провинциальным ампиром французского практически ничего не остается. Орнаменты, выполненные с использованием этого направления, имеют чисто русский, уютный и камерный внешний вид. Монументальность в нем переосмыслена в основательность. Этот декор еще ближе к классицизму, чем столичный, спокойнее и гармоничнее.

Стиль ампир отличается суровостью, строгостью и схематизмом. Растительные, зооморфные и антропоморфные мотивы в нем более скованы и подчинены основной доминанте стиля: подчеркивание преемственности Империи древним цивилизациям ведет к художественному воплощению идеи могущества власти и государства и славы победоносной армии.

 

Русский ампир. Гайдамак А

.

Издательство: Трилистник

Год издания: 2006

Место издания:Москва

Аннотация к книге "Русский ампир" Гайдамак А.

:

        Книг, посвященных ампиру — одному из самых известных периодов в истории русского

искусства, — почти не выходило. Последние фундаментальные издания о русском ампире

появились в 1935—1936 годах. Поэтому выходящий накануне наступления нового

тысячелетия иллюстрированный альбом "Русский ампир" можно считать первой попыткой

освоения темы с позиций современного искусствознания. В нем отражено все

многообразие проявления стиля в архитектуре, скульптуре и декоративной живописи,

в искусстве создания ансамблей интерьеров, мебели и бронзе, фарфоре и стекле,

серебре и светильниках, костюмах и тканях.

стр.1 продолжение ми более обширная информация здесь: