Введите текст

Сады души

 

Сады моей души всегда узорны,
В них ветры так свежи и тиховейны,
В них золотой песок и мрамор черный,
Глубокие, прозрачные бассейны.

Растенья в них, как сны, необычайны,
Как воды утром, розовеют птицы,
И — кто поймет намек старинной тайны? —
В них девушка в венке великой жрицы.

Глаза, как отблеск чистой серой стали,
Изящный лоб, белей восточных лилий,
Уста, что никого не целовали
И никогда ни с кем не говорили.


 

И щеки — розоватый жемчуг юга,
Сокровище немыслимых фантазий,
И руки, что ласкали лишь друг друга,
Переплетясь в молитвенном экстазе.

У ног ее — две черные пантеры
С отливом металлическим на шкуре.
Взлетев от роз таинственной пещеры,
Ее фламинго плавает в лазури.

Я не смотрю на мир бегущих линий,
Мои мечты лишь вечному покорны.
Пускай сирокко бесится в пустыне,
Сады моей души всегда узорны.

Поклонение садам восходит к древнейшим временам: индуистская мифология рассказывает о райском саде, космическом центре, в котором есть дерево, исполняющее любые желания; обители богов были окружены цветущими садами с прудами. Земные сады с гротами, прудами, природными водоемами, украшенными фонтанами с лебедями и другими водоплавающими птицами, предназначались для медитации.

 

Традиционно сад — это центр Космоса, Эдем, Парадиз; у мусульман он обнесен оградой, в центре его располагается фонтан; здесь могут быть водопады, монастырские обители с галереями и т. д. о Японский сад разбит по принципу асимметрии, которая подразумевает движение, такой сад специально оставляют незавершенным, чтобы в нем имелось свобод- ное пространство" дабы воображение предающегося созерцанию могло здесь просторно перемещаться.

 

 Божественный сад (ивасака или шин-ен), предшествующий японскому храму,— это синтез Универсума с его священным Древом Жизни (химорожи), который содержит в своих недрах солнечную энергию; на входе к нему — три тории (порталы без дверей, образованные двумя балками, поддерживаемыми вертикальными колоннами,— это символы насестов в знак помощи, оказанной богам птицами) и мосты над водными потоками. Между входом и самим святилищем есть проход в виде небольшого водоема с чистой водой, в котором омывают руки и рот, так как вода обладает очистительным свойством, препятствующим проникновению всего дурного или нечестивого.

 

Сад — это архетипический образ души, невинности, счастья, а в снах он является местом" где растут и культивируются жизненные феномены. Такой сад может быть аллегорией Я, если в центре его находится большое дерево или фонтан. Идея замкнутого пространства, огражденного стеной или забором (hortus conclusus), внутри которого полное изобилие, была использована в качестве символа непорочного зачатия (см. Дева Мария). Сад в более общем смысле указывает на девственность Девы Марии, когда он становится местом действия Благовещенья; в саду находится Дева Мария с единорогом; Или Дева Мария с Младенцем, возможно, в окружении роз. Едемский сад см. Адам и Ева. В светском искусстве в Саду Любви главенствует фигура Купидона, украшающая фонтан. Цветочный сад может быть тем местом, где расположилась персонифицированная Весна. См.тж. Флора; Геркулес. Воплощение загробного мира как благого места. • обретение плодов • лабиринт • мир сотворенный, обустроенный, разумный или чувственный. Символ рая («Райский Сад», «Поля Блаженных», «Лучшая страна»). При этом тесно связан с символикой Создателя как садовника и Творения как разбивки сада (упорядочивания вселенной и, или изначального Хаоса) В его центре растет дерево, дающее жизнь, а его плоды или цветы — награда тому, кто отыщет центр. «Райский сад» указывает на Творца, поместившего первого человека в пространственно обозначенном, безопасном месте. За крытыми галереями средневековых монастырей располагались идиллические сады, которые отражали характерное для своего времени понимание утерянного рая.

 

В герметической традиции Господь — Садовник Жизни, который растит сад, чтобы расцвели плоды новой жизни; он же — Логос.

 

У инков «Сад Солнца» — образ мира,  imago mundi.

 

У римлян огороженные погребальные сады рассматривались как копия Элизия. Сады с земными погребальными банкетами, олицетворяющими застолья в Элизии, были зачастую засажены виноградом, как для того, чтобы обеспечить возлияния, так и в качестве символа жизни и бессмертия. Там высаживались также розы, символизирующие вечную весну. В более древние эпохи картина «сада Гесперид» символически отображала совокупность представлений о некой блаженной потусторонности (см. Потусторонний мир), где произрастают золотые яблоки (см. Острова блаженных).

 

Символ мира и обустроенного Космоса.

 

Символ души и свойств, культивируемых в ней, а также укрощенной и упорядоченной природы.

 

Садовая архитектура Ренессанса и особенно барокко считала образцом культивирования жизни «французский сад». В противоположность этому «английский сад» означает возврат к нетронутой руками человека, неосвоенной природе, которая более соответствует романтическому мироощущению. В даосизме миниатюрные сады — маленькая земная копия рая. Особенно изысканной является японская садовая архитектура с ее сознательным стремлением к гармонии стихий (элементов), что особенно видно по традиции составления букетов цветов (икебана). Ее происхождение связано с китайской садовой символикой, в которой такие естественные объекты, как камень, дерево, гора, пруд и остров, означают наглядное выражение божественных сущностей. Огромный императорский сад в Чанани эпохи Хань (ок. 50 до н. э.) символизировал всю поднебесную и теоретически включал всякое растение и живое существо, какое только можно было найти. Ведущими мотивами были центральные водные глади среди скал как символ моря с окружающими его горами (пять холмов символизировали страны света по даосистской картине мира). Пустое и заполненное пространства сада должны были находиться в гармоническом соотношении в качестве отражения соотношений основополагающих принципов инь и ян, чтобы вносить космическое равновесие в мир человеческий. Сосны, бамбуковые рощи и маленькие речушки придавали этому саду натурально-идиллический вид. Цепь ступенчатых пагод образовывала вход в сад, при этом огромный каменный блок являлся символом мировой горы Меру. Плоские и приплюснутые камни представляли женское начало, кеглеобразные — мужское. Живая и поныне китайская традиция садовой символики воодушевляет посетителей сада не только на то, чтобы обойти все кругом, но и на глубокие раздумья о гармонии «подвижного» и «покоящегося» миров. Весенний праздник цветения персиков отмечается тем, что пускается вплавь по течению чашечка с рисовым вином, и, прежде чем такое суденышко претерпит крушение, нужно успеть составить стихотворение. Вообще восточноазиатский сад должно всегда понимать как совершенное отображение космической гармонии, благоприятно воздействующее на человека.

 

В исламе Четыре Райских Сада — это Сады Души, Сердца, Духа и Сущности, символизирующие мистическое путешествие души. В психологии сад — символ сознания, в противоположность пустыне бессознательного, а также ограждающего женского принципа. Часто используется как метафора любовного рая, созданного влюбленным — «садовый источник — колодезь живых вод» (Песнь Песней, 4:15).

 

В символике сновидений сад расценивается также положительным образом. «Он — место роста, место, где холятся и лелеются переживания внутренней жизни, — пишет Э. Эппли. — В нем достигает своей полноты в особо упорядоченных и окрашенных формах ход времен. В нем жизнь и ее красочная полнота предстают в самом лучшем свете. Окружающая стена скрепляет воедино цветущие внутренние силы», причем ворота можно обнаружить часто только после того, как обойдешь всю стену.) «Это — символическое выражение длительного душевного развития, достигающего полноценного внутреннего богатства». Особенно благоприятно впечатляет такое сновидение, если в саду души, как в раю, можно обнаружить колодец, или водный источник, и древо жизни; «подобие» внутреннего сущностного стержня, «самости», душевного «сокровения».

 

В алхимической картине мира такой сад представляет собой некую обитель, куда можно ступить, лишь преодолев огромные препятствия и израсходовав много усилий. сквозь узкие ворота. Огороженные сады заключают в себе женский, охранительный принцип и означают девственность. У христиан огороженный сад — символ Девы Марии. Запертый сад является символом непорочного зачатия Девы Марии. Этот символ ведет свое происхождение из Песни Песней Соломона 4:12, где говорится: «Запертый сад — сестра моя, невеста, заключенный колодезь, запечатанный источник». В христианской иконографии огражденный сад символизирует девственность вообще и Деву Марию в частности («Мария в розовых кущах» — характерный сюжет иконографии). Таинственное плодородие запертого сада стало в христианстве символом Девы Марии, которую часто изображают на фоне сада в сцене Благовещения. Путь от неосвоенного леса через священную рощу ведет в сад, то есть искусственно обустроенный и обихоженный участок природы, что в традиционной символике толкуется положительно. В Евангелии от Иоанна (20:15) Мария Магдалина, пришедшая ко гробу Господа рано утром, не узнала стоящего за ее спиной Иисуса. «Она. думая, что это садовник, говорит Ему: господин! если ты вынес Его, скажи мне…» Отсюда происходит обращение к Господу — Бож ественный Садовник.

 

 В древних традициях образ идеального мира, космического порядка и гармонии — потерянный и вновь обретенный рай. Для всех основных мировых культур сады представляют собой и зримое благословение Господне (Божественный Садовник)*, и способность самого человек а достигнуть духовной гармонии, прощения и блаженства. В орошаемых районах Египта и Ирана, похожие на оазисы, распланированные сады с дающими тень деревьями, цветами, запахами, птицами и текущей водой стали символами убежища, красоты, плодородия, чистоты и весенней свежести юности — предвкушения радостей бессмертия.

Крестообразная планировка классического персидского сада, разделенного четырьмя ручьями, проистекающими из центрального источника или фонтана, основана на мифическом образе рая («рай» — этимологический синоним «сада»).

 

В Китае обширные сады с озерами, скалами и горами, созданные во время правления династии Хан, имитировали мифические Таинственные острова, где императоры надеялись оказаться в качестве бессмертных. Киото, идеальный пример японского искусства садоустройства, насыщен духовным символизмом.

Некоторые индийские сады имели форму мандалы.

Ацтекские сады, образ естественного мира в микрокосме, кроме растений включали и диких животных.

Сад в стиле барокко. И. Босхиус, 1702 г.

Римские пиры, (проводимые в поминальных садах, символизировали объединяющую пищу Элизиума.

Источник: http://www.symbolarium.ru/index.php/%D0%A1%D0%B0%D0%B4

Материалы по символике сада